План работы НОУ «Планета»
в 2024/ 2025 учебном году
Тема |
Ответственные |
Дата |
Организационное собрание |
Руководители секций |
Сентябрь |
Диагностика учащихся |
Педагог-психолог |
Октябрь |
Обсуждение результатов диагностики |
Руководители секций |
Ноябрь |
Подготовка и участие членов НОУ в олимпиадах |
Учителя-предметники, руководители МО |
Декабрь |
Как работать с научной литературой |
Руководители секций |
Январь |
Урок НОТ. Как оформить научную работу |
Руководители секций. Члены НОУ |
Февраль |
Распространенные ошибки в написании и оформлении исследовательских работ |
Руководители секций |
Март |
Школьная научно-практическая конференция |
Совет НОУ |
Апрель |
Подведение итогов года. Планирование летних исследований |
Совет НОУ |
Май |
Руководитель НОУ А.И. Желтко
Требования к оформлению научно-исследовательской работы
1. Научно-исследовательская работа оформляется в формате Word.
2. Формат документа – А-4 (ориентация книжная); шрифт – Times New Roman, размер – 14; межстрочный интервал – 1,5; поля текста – 20мм со всех сторон; абзац – 10 мм.
3. Оформление титульного листа: название научно-исследовательской работы печатается заглавными буквами без переноса, по центру. Ниже строчными буквами печатаются фамилия, имя, отчество автора (-ов) и руководителя, на следующей строке – полное название учреждения образования, где учится автор, – по правому краю, курсив.
4. Оглавление — с указанием страниц; текст работы – по ширине, заголовки – по левому краю; список использованных источников оформляется: «Список использованных источников».
5. В тексте сноски обозначаются квадратными скобками с указанием в них порядкового номера источника по списку и через запятую – номер страницы (страниц), например: [43, с.91].
6. Нумерация страниц сквозная, при этом на титульном листе и содержании номера страниц не указываются; номера страниц указываются в правом нижнем углу; объем работы – до 25 страниц, без приложений.
7. Стиль изложения учебно-научный или научно-публицистический.
8. Список используемых источников (книги, монографии, газетные или журнальные статьи, адреса сайтов и др.) составляется в алфавитном порядке авторов. Ссылки на используемые источники и приложения по тексту работы обязательны! Список используемых источников и ссылки должны быть оформлены в соответствии с правилами библиографического описания (образцы оформления можно посмотреть на сайте академии www.academy.edu.by).
9. Приложения оформляются на отдельных листах с заголовком в правом верхнем углу, размещаются после списка используемых источников со сквозной нумерацией страниц всего текста работы.
10. При форматировании текста запрещено устанавливать отступы табуляцией или пробелом, перенос слов, уплотнение интервалов.
Структура научно-исследовательской работы
- Титульный лист.
- Введение (формулируется тема, проблема, цели и задачи исследования, содержится оценка современного состояния решаемой проблемы, обосновывается необходимость проведения работы) — рекомендуемый объем до трех страниц.
- Основная часть (состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме; обязательно должны быть ссылки на авторов и источник, из которого заимствуется материал) — рекомендуемый объем до двадцати страниц.
- Заключение (делаются выводы по результатам выполненной работы, даются ответы на поставленные во введении вопросы) — рекомендуемый объем до двух страниц.
- Список используемых источников.
Критерии оценивания научно-исследовательских работ
- Актуальность, новизна и практическая значимость работы.
- Четкость постановки проблемы, цели и задач.
- Соответствие темы работы ее содержанию.
- Полнота раскрытия темы.
- Согласованность цели, задач, содержания и выводов работы.
- Логичность и доступность изложения материала.
- Уровень (грамотность) оформления работы.
Критерии оценивания защиты работы при устном выступлении
- Четкость и логичность изложения материала;
- Свободное владение специальной терминологией.
- Компетентность автора в проблеме исследования.
- Эрудиция автора (знание основных положений в избранной области знаний — сверх школьной программы).
- Качество презентации.
- Культура речи.
Заседание НОУ "Планета" на тему
"Как работать с научной литературой"
Недостаточно овладеть мудростью,
нужно также уметь пользоваться ею.
Цицерон
Доказано, что правильно организованное чтение научной литературы чрезвычайно повышает общенаучный и специальный кругозор читающего. Начитанный человек владеет хорошо развитой речью, широким мышлением, блестящей памятью и эрудицией. А эти качества являются важнейшими показателями общей культуры человека.
Педагогической наукой выработан ряд требований для работы с книгой, соблюдение которых поможет каждому уч-ся взять из книг самое ценное и стать широко образованным и культурным человеком. Каковы же эти требования?
Приступая к работе над книгой, следует сначала ознакомиться с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале, который необходимо усвоить.
После этого следует переходить к внимательному чтению - штудированию материала по главам, разделам, параграфам. Это самая важная часть работы по овладению книжным материалом. Читать следует про себя. (При этом читающий меньше устает, усваивает материал примерно на 25% быстрее, по сравнению с чтением вслух, имеет возможность уделить больше внимания содержанию написанного и лучше осмыслить его). Никогда не следует обходить трудные места книги. Их надо читать в замедленном темпе, чтобы лучше понять и осмыслить.
Помните: нельзя ожидать, чтобы можно было за один раз достигнуть полного выяснения всех особенностей изучаемого материала. Рекомендуем возвращаться к нему второй, третий, четвертый раз, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить при повторном чтении.
Изучая книгу, надо обращать внимание на схемы, таблицы, карты, рисунки, математические формулы: рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливать связь с текстом. Это поможет понять и усвоить изучаемый материал.
При чтении необходимо пользоваться словарями, чтобы всякое незнакомое слово, термин, выражение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти.
Проверь, с какой скоростью ты читаешь. Надо стремиться выработать у себя не только сознательное, но и беглое чтение. Особенно это умение будет полезным при первом просмотре книги. Слишком медленный темп чтения не позволит изучить многие важные и нужные статьи книги. Обучаясь быстрому чтению (самостоятельно или на специальных курсах), ты можешь прочитывать до 50-60 страниц в час и даже более! Одновременно ты приобретаешь способность концентрироваться на важном и схватывать основной смысл текста.
Запись изучаемого - лучшая опора памяти при работе с книгой (тем более научной). Читая книгу, следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты. Запись изучаемой литературы лучше делать наглядной, легко обозримой, расчлененной на абзацы и пункты. Педагогика учит - что прочитано, продумано и записано, то становится действительно личным достоянием работающего с книгой.
Помни основной принцип выписывания из книги: лишь самое существенное и в кратчайшей форме!
Какие формы записи можно рекомендовать? Различают три основные формы выписывания:
1. Дословная выписка или цитата с целью подкрепления того или иного положения, авторского довода. Эта форма применяется в тех случаях, когда нельзя выписать мысль автора своими словами, не рискуя потерять ее суть. Запись цитаты надо правильно оформить: она не терпит произвольной подмены одних слов другими; каждую цитату надо заключить в кавычки, в скобках указать ее источник: фамилию и инициалы автора, название труда, страницу, год издания, название издательства.
Цитирование следует производить только после ознакомления со статьей в целом или с ближайшим к цитате текстом. В противном случае можно выхватить отдельные мысли, не всегда точно или полно отражающие взгляды автора на данный вопрос в целом.
Помни, однако, что ксеро- и фотокопирование (сканирование) заменяет расточающее время выписывание дословных цитат!
2. Выписка "по смыслу" или тезисная форма записи.
Тезисы - это кратко сформулированные самим читающим основные мысли автора. Это самая лучшая форма записи. Все твои будущие контрольные, курсовые и дипломные работы будут безупречны, если будут написаны таким образом. Делается такая выписка с теми же правилами, что и дословная цитата.
Тезисы бывают краткие, состоящие из одного предложения, без разъяснений, примеров и доказательств. Главное в тезисах - умение кратко, закончено (не теряя смысл) сформулировать каждый вопрос, основное положение. Овладев искусством составления тезисов, уч-ся четко и правильно овладевает изучаемым материалом.
3. Конспективная выписка имеет особенно важное значение для овладения знаниями. Конспект - наиболее эффективная форма записей при изучении научной книги. В данном случае кратко записываются важнейшие составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста. Подробный обзор содержания может быть важным подспорьем для запоминания и вспомогательным средством для нахождения соответствующих мест в тексте.
Делая в конспекте дословные выписки особенно важных мест книги, нельзя допускать, чтобы весь конспект был "списыванием" с книги. Усвоенные мысли необходимо выразить своими словами, своим слогом и стилем. Творческий конспект - наиболее ценная и богатая форма записи изучаемого материала, включающая все виды записей: и план, и тезис, и свое собственное замечание, и цитату, и схему.
Обзор текста ты можешь составить также посредством логической структуры, вместо того, чтобы следовать повествовательной схеме.
С помощью конспективной выписки можно также составить предложение о том, какие темы освещаются в отдельных местах разных книг. Дополнительное указание номеров страниц облегчит нахождение этих мест.
В декабре наши учащиеся под руководством Дятловой Екатерины Тадеушевны приняли участие в районном исследовательском конкурсе
дошкольников и младших школьников «Умники и умницы». С материалами работы "Развитие голоса и речи" можно познакомиться здесь.
Заседание членов НОУ "Планета" на тему
"Методические рекомендации по написанию
учебного исследования"
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
- постановку проблемы,
- изучение теории, посвященной данной проблематике,
- подбор методик исследования и практическое овладение ими,
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
- научный комментарий,
- собственные выводы.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:
(по Н.И.Дереклеевой)
- Четко сформулирована цель исследования.
- Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.
- Определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута.
- Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.
- Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте).
- Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.
- Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования.
- Исследование должно соответствовать установленным формальным критериям.
- Исследование должно демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора.
- Проблема, затронутая в работе, должна быть оригинальной (или должно быть оригинальным её решение).
- Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой. Защита – итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
Заседание членов НОУ "Планета" на тему
"Подготовка школьников к исследовательской деятельности (на примере уроков русской литературы)"
В основе понятия - исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т. е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке важно, чтобы ученик не получил в уже готовом виде нужную ему информацию от учителя, а сам пришёл к знаниям, проделав определённую поисковую работу. Это невозможно без самостоятельной деятельности самого ученика, учитель только руководит этой деятельностью, направляет её в нужное русло. Этот учебный процесс можно назвать «От познания к творчеству». Исследование на уроках помогает плодотворно освоить большой и сложный материал, развить творческие способности школьников. Ведь анализ художественного произведения, без которого мы не можем обойтись на уроке, предполагает поиск, который приводит к открытию. А значит, делает нелёгкий ученический труд увлекательным и интересным. Без этого, на мой взгляд, нельзя обойтись на уроках литературы.
Поисковая работа начинается с поставленной учителем задачи или проблемы. Проблема может быть простой или сложной, требующей кропотливой работы или игры воображения, или простого проявления смекалки. Всё зависит от уровня знаний учащихся, их возраста и заинтересованности в предстоящем деле. Чем больше интриги будет содержать вопрос, тем активнее ребята включаются в работу. Прежде чем ставить перед школьниками какую-то проблему, необходимо их заинтересовать тем, чем предстоит заниматься.
Заинтересовать можно самым обычным способом – задать неожиданный вопрос или привлечь внимание учеников подготовленным для урока электронным оборудованием, видеофильмом, а также предложить найти ответ в тексте изучаемого произведения. И те ребята, которые не читали ранее это произведение, начинают читать и искать ответ. А найдя его, всякий школьник испытывает радость от самостоятельно найденной отгадки. Цель достигнута – ученик начинает читать, причем внимательно, стараясь получить хорошую оценку. К тому же некоторые учащиеся испытывают чувство гордости за то, что сами, без помощи учителя, справились с трудным заданием. Особенно важно верно сформулировать свой вывод – это развивает устную речь, формирует коммуникативные навыки, так как нужно доказать свою точку зрения. Со временем ребята легко вовлекаются в исследовательскую деятельность, она становится для них естественной и обычной. Вовлекая детей в исследование, учитель реализует не только образовательные, но и воспитательные цели. Схематично это можно представить так:
В старших классах такого рода работа при изучении важной, большой и трудной темы просто необходима. Показать это можно на примере изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир» в 10 классе. Само по себе произведение объёмное, в нем затронуты автором сложные философские проблемы, и здесь без исследовательской деятельности на уроке не обойтись. Один из главных вопросов – смысл заглавия романа-эпопеи. Чтобы это понять, необходимо проанализировать на нескольких уроках смысл сопоставления двух главных слов: война и мир. Для начала рассмотрим первую частью I тома, поработаем над темой: «Высший свет» в изображении Л.Н.Толстого». (Это так называемый «мир»). Ставится задача – рассмотреть, какие нормы жизни автор утверждает, а какие отрицает? Для исследования привлекаются главы I –V. Затем идёт поисковая работа, даются темы для обсуждения и вопросы к ним:
I. В петербургском салоне А.П.Шерер.
1.Что представляет собой хозяйка вечера?
2.С какой целью она собирает у себя гостей?
3.Найдите в тексте эпизоды, характеризующие
посетителей салона.
Обратите внимание на внешность, речь,
манеру поведения и общения.
4.Кто же главный гость на вечере? Почему?
5.Выделите основные черты светского общества.
II. Как показаны дворянские семьи?
1.Чем семья Ростовых отличается от других семей?
2.Борьба за наследство в доме графа Безухова
(главы XVIII-XXI).
Кто побеждает в этой борьбе и почему?
На предыдущем уроке желательно посмотреть фрагменты фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», сравнить шедевр киноискусства с великой книгой Л.Н.Толстого.
Десятиклассники исследуют нужные главы, активно работают с текстом произведения, в тетрадях записывают основные выводы, к которым пришли:
« В сатирическом освещении даны Толстым посетители салона А.П.Шерер и его хозяйка. Придворные интриги, стремление во что бы то ни стало разбогатеть, «сделать» карьеру – вот их интересы и цели. Совсем по-другому автор показывает атмосферу семьи Ростовых. Здесь почитают не богатство, а честь, прямоту ума и простоту общения, ценят заботу и доброту».
На последующих уроках исследуется тема: «Изображение войны 1805-1807 годов. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения». Анализируется вторая часть первого тома. Сначала рассматривается авторское отношение к изображаемым событиям. Необходимо рассмотреть вопрос: каков итог этой войны? Используется на уроке электронное оборудование: «Исторические хроники» - энциклопедия Кирилла и Мефодия. Старшеклассники на экране видят фрагменты батальных сцен, работают с текстом романа, обращаются к подлинным историческим фактам, ведут поисковую работу, рассматривают, как ведут себя офицеры и солдаты во время сражений, кто же настоящие герои и т.д.
Вопрос, заявленный в самом начале изучения романа, находит свой ответ благодаря исследовательской деятельности. Главный вопрос – смысл заглавия романа – теперь очевиден:
война – это не только военные действия, кровь, смерть, но и
враждебное отношение людей друг к другу, это страдание,
неумение радоваться жизни, тревога в душе;
мир – это не только мирная жизнь людей, находящихся вне
военных действий, это братство, доброта, хорошее
отношение друг к другу, это мир в душе, любовь.
Аустерлиц стал эпохой позора и разочарований не только для России, но и для отдельных героев. Николай Ростов и Андрей Болконский стали больше ценить жизнь, оба разочаровались в своих идеалах.
Всеобщий Аустерлиц – таков итог I тома. Страшная, как и всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела никакой цели и никакого смысла. Затеянная ради славы, ради честолюбия, она была непонятна и не нужна народу, поэтому завершилась поражением. Поражение терпят и герои романа, рушатся их мечты и надежды. К такому выводу приходят десятиклассники. Это их результат исследовательской деятельности.
Заканчивается изучение первого тома составлением схемы, отражающей смысл сопоставления ключевых слов: война и мир. В этих словах отражено основное содержание романа.
Без исследовательской деятельности невозможно серьезного, вдумчивого изучения литературных произведений. Важно знать, что исследовать и как исследовать. В 11 классе каж-дому ученику предлагается написать исследовательскую работу по изученным произведениям (учитель дает перечень тем, а ученик выбирает ту, которая ему ближе и интереснее). Затем гото-вит работу в течение месяца, выступает с ней на уроке, когда изучается творчество этого автора, или делает презентацию в системе Poin puver. Таким образом, каждый старшеклассник имеет возможность заняться настоящей исследовательской деятельностью, а также представить ее на суд слушателей. Целесообразно работать и в команде: в различных творческих группах над какой-нибудь проблемой.