РУС БЕЛ ENG

Как выявить у ребёнка суицидальный риск?

04.03.2024

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

«Как выявить у ребёнка суицидальный риск?»

По данным государственной статистики у 30 % лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, а по данным Всемирной организации здравоохранения общее количество смертей от суицида сейчас приближается к 1 млн. год. В связи с этим ВОЗ объявила 10 сентября Всемирным днём предотвращения самоубийств. Особое внимание уделяется раннему выявлению подростков, склонных к суицидальным намерениям, и оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Причины суицидального поведения детей:

  • Проблемы, связанные с домом, семьёй, близкими, когда ребёнок чувствует себя ненужным, обузой, изгоем.
  • Проблемы в отношениях со сверстниками и учителями: непринятие, унижение, страх, неразделённая любовь, одиночество. Ещё страшнее, если у ребёнка вообще нет опоры: ни дома, ни в школе, ни во дворе!
  • Тяжелая кризисная ситуация (смерть близких, катастрофа), превышающая порог стрессоустойчивости ребёнка, отсутствие поддержки.
  • Психические болезни (шизофрения, эпилепсия, депрессии)

Попытка к самоубийству - эта всегда крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде.

Признаки, по которым можно распознать подростка, намеревающегося покончить жизнь самоубийством: Словесные признаки:

  • Прямо и явно говорит о смерти: « Я собираюсь покончить с собой», « Я не могу так больше жить», «Даже если я умру, вы этого не заметите»,
  • Косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не хочу вам мешать, скоро меня не будет!», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться!»,
  • Много шутит на тему самоубийства,
  • Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти,
  • Приведение своих дел в порядок, раздаривание любимых вещей, составление предсмертной записки.

Поведенческие и эмоциональные признаки:

  • резкие изменения в поведении: беспокойное поведение, потеря интересов, хобби, безразличие в учёбе, пропуски уроков, уходы из дома, изоляция от друзей и семьи, уход в себя, безразличие к внешнему виду, повышенный интерес к музыке и фильмам на тему смерти, сексуальная распущенность, употребление алкоголя и наркотиков;
  • эмоциональные нарушения: частые смены настроения, подавленность, угнетённость, самобичевание, чувство вины, или раздражительность, угрюмость, внезапные приступы гнева, агрессии.
  • нарушения сна и аппетита: отсутствие аппетита, бессонница, частая усталость, или, наоборот, обжорство, сонливость.

О возможном суициде можно говорить по сочетанию большинства признаков!!! В любом случае, такое поведение - сигнал о том, что у ребёнка что-то случилось, и окружающим (педагогам, друзьям, родителям) необходимо уделить ему больше времени и внимания. Поговорите с ребёнком о его душевном состоянии («Как ты себя чувствуешь?», « Похоже, что у тебя что-то стряслось?», «Что тебя беспокоит?»), причём не старайтесь давать советы и не оценивайте его, будьте хорошим слушателем. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Оцените серьёзность намерений и чувств ребёнка. В случае выявления суицидального риска обязательно сообщите об этом руководству школы.