Игра - сложившееся средство воспитания и образования, специально организованная для решения широкого круга педагогических задач.
При организации и проведении подвижных игр необходимо учитывать направленность игр на достижение воспитательных (нравственные), образовательных и оздоровительных (физических) результатов. Физическое воспитание учащихся возможно при целенаправленном и постоянном педагогическом руководстве с помощью игр и других видов физических упражнений.
При организации и проведении спортивного часа в группе продленного дня воспитателям необходимо придерживаться определенных методических рекомендаций, которые служат основой для безопасного и комфортного состояния младших школьников:
- спортивный час в режиме продленного дня проводить в форме активного отдыха с учетом сохранения структуры урока физической культуры и здоровья, реализации дидактических принципов и выделения времени учащимся на самостоятельную двигательную активность;
- организовать проведение спортивного часа с учетом соблюдения мер безопасности мест проведения (площадок и помещений), необходимого оборудования и инвентаря, безопасного выполнении физических упражнений, санитарно-гигиенического состояния;
- при выполнении упражнений при проведении спортивного часа организовать деятельность учащихся с учетом целесообразности применения фронтального, группового, кругового, индивидуального методов, рационального использования площади мест проведения и размещения инвентаря и оборудования;
- проводить спортивный час в непринужденной, доброжелательной обстановке, с использованием игрового или соревновательного метода в основной и заключительной части занятия, что дает наибольший образовательный, оздоровительный, воспитательный и эмоциональный эффект. Возможно проведение спортивного часа в форме соревнования не только между учащимися и командами одной группы, но и с учащимися других групп продленного дня;
- учитывать психологические, физиологические и педагогические закономерности обучения, уровень физического развития, физической подготовленности, интересов обучающихся при подборе средств и методов, используемых в организации спортивного часа; оптимальную дозировку упражнений; целесообразность распределения времени на части занятия и виды упражнений;
- при соблюдении единой структуры спортивный час может иметь различные варианты в зависимости от погодных условий, времени года, четверти, мест проведения, наличия спортивного оборудования и инвентаря, содержания и организационно-методических приемов;
- взаимосвязь содержания спортивного часа с программным материалом по предмету «Физическая культура», доступно, интересно и разнообразно по виду, характеру, амплитуде и интенсивности двигательных действий;
- сохранять примерную схему последовательности воспитания физических качеств и развития двигательных способностей в основной части занятия (1 - упражнения, требующие проявление координационных способностей; 2 - упражнения, направленные на развитие быстроты и ловкости; 3 - упражнения, направленные на развитие силы, скоростно-силовые качества и выносливость);
- при выполнении физических упражнений, подвижных и спортивных игр придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения ее в конце занятий, соблюдать требования к объему и интенсивности нагрузки, характеру отдыха с учетом возраста, состояния здоровья обучающихся, условий комплектования групп, задачам занятия и местам их проведения;
- варьировать продолжительность частей занятий исходя из погодных условий, степени возбуждения нервных процессов, интенсивности выполнения тех или иных физических упражнений, организованности учащихся;
- в системе спортивного часа предусматреть выполнение учащимися домашнего задания по физической культуре, содержание которых разрабатывается учителем физической культуры;
- при проведении спортивного часа на открытом воздухе строго соблюдать температурный режим; в зависимости от погодных условий грамотно подбирать содержание, форму и место занятия;
- для поддержания устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениям периодически изменять условия их выполнения; учитывать интересы занимающихся, не допускать спонтанности и импульсивности в организации и проведении спортивного часа.
Факторы, оказывающих влияние на проведение спортивного часа:
- Временные рамки. Время проведения спортивного часа в течение дня определяется согласно примерному режиму группы продлённого дня, предусматривающего проведение занятий на открытом воздухе. Самыми оптимальными временными отрезками для проведения спортивного часа в группе продленного дня считаются периоды с 12:00 до 13:00 и с 17:00 до 18:00;
- Пора года и погодные условия. Текущие погодные условия и сезон года оказывают влияние на интенсивность и насыщенность физических упражнений и подвижных игр во время спортивного часа. Так, при проведении занятий в зимнее время, когда дети одеты максимально тепло и многослойно, предпочтение отдается играм с меньшей физической интенсивностью, поскольку тяжелая верхняя одежда создает повышенную нагрузку, вызывает в организме усиленное потоотделение, может приводить к резким перепадам температуры тела. При плохих погодных условиях допускается проведение спортивного часа в помещении, при этом стоит учитывать тот фактор, что в помещении проводятся более спокойные подвижные игры, на стадионе или пришкольной площадке – более активные;
- Влияние умственной работоспособности младших школьников на выбор активности. Существует прямая взаимосвязь между умственной работоспособностью учащихся и необходимым им уровнем физической нагрузки, причем этот фактор необходимо учитывать при проведении спортивного часа ежедневно. К примеру, в дни более низкой умственной работоспособности детей рекомендуется использовать более активные подвижные игры и упражнения. Такое же влияние оказывает и уровень умственной утомляемости школьников: при повышенной утомляемости предпочтение отдается более интенсивным играм.
- Индивидуальные особенности учащихся. Важной рекомендацией при проведении спортивного часа в группе продленного дня является необходимость учитывать, помимо общих факторов, индивидуальные физические и психологические особенности каждого ребенка, их уровень физической подготовки и утомляемости, мотивацию и настроение, а также уметь гибко подстраивать и изменять план занятий, оставляя неизменной структуру. Во время проведения спортивного часа необходимо использовать адекватные возрасту и физическим возможностям учащихся движения. К таким движениям можно отнести: ходьбу (обычную и с использованием движений ног, рук, туловища), бег в различных темпах, прыжки (через скакалку, на одной и двух ногах), бросание и ловлю мячей, различные эстафеты, подвижные игры и т. д.
- Переутомление школьников. При наблюдении повышенного физического утомления среди детей (резко учащенное дыхание, бледность либо синюшность кожных покровов, дрожание конечностей, жалобы на головокружение и т. д.) рекомендуется сделать паузу, провести ряд упражнений на восстановление дыхания, переключить внимание на другой вид нагрузки. Необходимо чередовать интенсивные игры с кратковременными передышками и отдыхом во избежание сильного переутомления школьников. Следует избегать чрезмерных мышечных напряжений и медленных однообразных движений.
При планировании и проведении спортивного часа стоит придерживаться дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному». Основное правило распределения нагрузки во время спортивного часа в ГПД заключается в плавном повышении силы и интенсивности упражнений к середине занятия до пика и равномерном ее снижении в заключительной части.
Наиболее эффективными способами проведения первой – подготовительной – структурной части спортивного часа являются упражнения с использованием различных предметов и спортивного инвентаря (мячей, гимнастических палок и т. д.). При выборе содержания основной и заключительной частей акцент делается на применение игровых форм с элементами соревновательности (не более 2-3 игр за одно занятие). Во время проведения соревнований и эстафет необходимо поддерживать позитивный настрой младших школьников, предотвращать возможные ссоры между ними. Для заключительной части спортивного часа также рекомендуется использовать упражнения на осанку, упражнения для профилактики плоскостопия, игры на внимание.