РУС БЕЛ ENG

Инновационная деятельность

Методические рекомендации при проведении спортивного часа в группе продленного часа в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение методического обеспечения проведения спортивного часа в группе продленного дня учреждения общего среднего образования»

Игра - сложившееся средство воспитания и образования, специально организованная для решения широкого круга педагогических задач.

При организации и проведении подвижных игр необходимо учитывать направленность игр на достижение воспитательных (нравственные), образовательных и оздоровительных (физических) результатов. Физическое воспитание учащихся возможно при целенаправленном и постоянном педагогическом руководстве                             с помощью игр и других видов физических упражнений.

          При организации и проведении спортивного часа в группе продленного дня воспитателям необходимо придерживаться определенных методических рекомендаций, которые служат основой для безопасного и комфортного состояния  младших школьников:

- спортивный час в режиме продленного дня проводить в форме активного отдыха с учетом сохранения структуры урока физической культуры и здоровья, реализации дидактических принципов и выделения времени учащимся на самостоятельную двигательную активность;

- организовать проведение спортивного часа с учетом соблюдения мер безопасности мест проведения (площадок и помещений), необходимого оборудования и инвентаря, безопасного выполнении физических упражнений, санитарно-гигиенического состояния;

- при выполнении упражнений  при проведении спортивного часа организовать деятельность учащихся с учетом целесообразности применения фронтального, группового, кругового, индивидуального методов, рационального использования площади мест проведения и размещения инвентаря и оборудования;

- проводить спортивный час в непринужденной, доброжелательной обстановке, с использованием игрового или соревновательного метода в основной и заключительной части занятия, что дает наибольший образовательный, оздоровительный, воспитательный и эмоциональный эффект. Возможно проведение спортивного часа в форме соревнования не только между учащимися и командами одной группы, но и с учащимися других групп продленного дня;

- учитывать психологические, физиологические и педагогические закономерности обучения, уровень физического развития, физической подготовленности, интересов обучающихся при подборе средств и методов, используемых в организации спортивного часа; оптимальную дозировку упражнений; целесообразность распределения времени на части занятия и виды упражнений;

- при соблюдении единой структуры спортивный час может иметь различные варианты в зависимости от погодных условий, времени года, четверти, мест проведения, наличия спортивного оборудования и инвентаря, содержания и организационно-методических приемов;

- взаимосвязь содержания спортивного часа с программным материалом по предмету «Физическая культура», доступно, интересно и разнообразно по виду, характеру, амплитуде и интенсивности двигательных действий;

- сохранять примерную схему последовательности воспитания физических качеств и развития двигательных способностей в основной части занятия (1 - упражнения, требующие проявление координационных способностей; 2 - упражнения, направленные на развитие быстроты и ловкости; 3 - упражнения, направленные на развитие силы, скоростно-силовые качества и выносливость);

- при выполнении физических упражнений, подвижных и спортивных игр придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения ее в конце занятий, соблюдать требования к объему и интенсивности нагрузки, характеру отдыха с учетом возраста, состояния здоровья обучающихся, условий комплектования групп, задачам занятия и местам их проведения;

- варьировать продолжительность частей занятий исходя из погодных условий, степени возбуждения нервных процессов, интенсивности выполнения тех или иных физических упражнений, организованности учащихся;

- в системе спортивного часа предусматреть выполнение учащимися домашнего задания по физической культуре, содержание которых разрабатывается учителем физической культуры;

- при проведении спортивного часа на открытом воздухе строго соблюдать температурный режим; в зависимости от погодных условий грамотно подбирать содержание, форму и место занятия;

- для поддержания устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениям периодически изменять условия их выполнения; учитывать интересы занимающихся, не допускать спонтанности и импульсивности в организации и проведении спортивного часа.

 

 

          Факторы, оказывающих влияние на проведение спортивного часа:

  1. Временные рамки. Время проведения спортивного часа в течение дня определяется согласно примерному режиму группы продлённого дня, предусматривающего проведение занятий на открытом воздухе. Самыми оптимальными временными отрезками для проведения спортивного часа в группе продленного дня считаются периоды с 12:00 до 13:00 и с 17:00 до 18:00;
  2. Пора года и погодные условия. Текущие погодные условия и сезон года оказывают влияние на интенсивность и насыщенность физических упражнений и подвижных игр во время спортивного часа. Так, при проведении занятий в зимнее время, когда дети одеты максимально тепло и многослойно, предпочтение отдается играм с меньшей физической интенсивностью, поскольку тяжелая верхняя одежда создает повышенную нагрузку, вызывает в организме усиленное потоотделение, может приводить к резким перепадам температуры тела. При плохих погодных условиях допускается проведение спортивного часа в помещении, при этом стоит учитывать тот фактор, что в помещении проводятся более спокойные подвижные игры, на стадионе или пришкольной площадке – более активные;
  3. Влияние умственной работоспособности младших школьников на выбор активности. Существует прямая взаимосвязь между умственной работоспособностью учащихся и необходимым им уровнем физической нагрузки, причем этот фактор необходимо учитывать при проведении спортивного часа ежедневно. К примеру, в дни более низкой умственной работоспособности детей рекомендуется использовать более активные подвижные игры и упражнения. Такое же влияние оказывает и уровень умственной утомляемости школьников: при повышенной утомляемости предпочтение отдается более интенсивным играм.
  4. Индивидуальные особенности учащихся. Важной рекомендацией при проведении спортивного часа в группе продленного дня является необходимость учитывать, помимо общих факторов, индивидуальные физические и психологические особенности каждого ребенка, их уровень физической подготовки и утомляемости, мотивацию и настроение, а также уметь гибко подстраивать и изменять план занятий, оставляя неизменной структуру. Во время проведения спортивного часа необходимо использовать адекватные возрасту и физическим возможностям учащихся движения. К таким движениям можно отнести: ходьбу (обычную и с использованием движений ног, рук, туловища), бег в различных темпах, прыжки (через скакалку, на одной и двух ногах), бросание и ловлю мячей, различные эстафеты, подвижные игры и т. д.
  5. Переутомление школьников. При наблюдении повышенного физического утомления среди детей (резко учащенное дыхание, бледность либо синюшность кожных покровов, дрожание конечностей, жалобы на головокружение и т. д.) рекомендуется сделать паузу, провести ряд упражнений на восстановление дыхания, переключить внимание на другой вид нагрузки. Необходимо чередовать интенсивные игры с кратковременными передышками и отдыхом во избежание сильного переутомления школьников. Следует избегать чрезмерных мышечных напряжений и медленных однообразных движений.

          При планировании и проведении спортивного часа стоит придерживаться дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному». Основное правило распределения нагрузки во время спортивного часа в ГПД заключается в плавном повышении силы и интенсивности упражнений к середине занятия до пика и равномерном ее снижении в заключительной части.

          Наиболее эффективными способами проведения первой – подготовительной – структурной части спортивного часа являются упражнения с использованием различных предметов и спортивного инвентаря (мячей, гимнастических палок и т. д.). При выборе содержания основной и заключительной частей акцент делается на применение игровых форм с элементами соревновательности (не более 2-3 игр за одно занятие). Во время проведения соревнований и эстафет необходимо поддерживать позитивный настрой младших школьников, предотвращать возможные ссоры между ними. Для заключительной части спортивного часа также рекомендуется использовать упражнения на осанку, упражнения для профилактики плоскостопия, игры на внимание.

свернуть

Информационная карта опыта реализации инновационного проекта

Тема инновационного проекта: «Внедрение методического обеспечения проведения спортивного часа в группе продленного дня учреждения общего среднего образования»

 

Адрес опыта: государственное учреждение образования «Средняя школа № 8 г. Молодечно»

 

 

Характери стики опыта

Описание характеристик опыта

1.

Автор опыта

Рыжевич Марина Николаевна, заместитель директора по учебной работе

2.

Актуальнос

ть опыта 

 

Актуальность опыта  обусловлена разрешением проблемной ситуации между необходимостью качественного проведения физкультурно-оздоровительных занятий спортивного часа с учащимися ГПД в условиях недостаточного методического обеспечения данных занятий и надлежащим педагогическим контролем за физическим состоянием, уровнем сформированности физической культуры, за воздействием физических нагрузок и определения уровня утомляемости и работоспособности, формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения  к своему здоровью, здорового образа жизни

3.

Идея проекта

 

Применение в образовательном процессе учреждения образования новой педагогической модели программно-методического обеспечения спортивного часа в режиме группы продленного дня, способствующей формированию физической культуры личности, изучить динамику показателей умственной работоспособности учащихся, посещающих группу продленного дня.

Суть инновации заключается в проведении физкультурно-оздоровительных занятий спортивного часа, является обеспечение двигательного переключения учащихся после учебного дня, восстановление сил и умственной работоспособности перед самоподготовкой.

4.

Результаты реализации

проекта

 

 Результаты, полученные  в ходе реализации проекта:         создана картотека конспектов физкультурно-оздоровительных занятий при проведении спортивного часа с учащимися в ГПД;

разработаны учебно-методические материалы и практические рекомендации по реализации модели методического обеспечения проведения спортивного часа в ГПД образования;

систематическое и качественное проведение спортивного часа через проведение подвижных игр (не только прогулки на свежем воздухе).;

повышен уровень сформированности физической культуры и физического состояния, контроль умеренной физической нагрузки, его влияния на физическое состояние учащихся, посещающих ГПД;

повышен уровень профессиональной компетентности педагогов в применении современных коррекционно-развивающих и оздоровительных методик, используемых при проведении спортивного часа;

положительная мотивация учащихся к приобретению практических навыков самосохранения здоровья и улучшения состояния здоровья детей;

объективный и оперативный педагогический контроль количественных и качественных показателей умственной работоспособности, степени утомления учащихся I ступени общего среднего образования с помощью компьютерной программы «Mental Working Capacity «MWC», что способствовало своевременной коррекции педагогических воздействий при выборе величины физической нагрузки, средств и методов физического воспитания, используемых в ГПД.

 

5.

Представле ние опыта реализации проекта

 Опыт был представлен:

на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД (Чекризова Т.Н.), физической культуры и здоровья (Лычковская Е.А.);

на педагогическом совете учреждения образования            (Рыжевич М.Н.);

на заседании районного методического объединения заместителей директоров по учебной   работе (Рыжевич М.Н.);

при проведении VIII-X педагогических  марафонов (мастер-класс «Двигательная активность младших школьников во время спортивного часа в ГПД», «Роль игры в режиме работы в ГПД» учителя Чекризова Т.Н. Рыжевич М.Н.); 

при проведении декады и калейдоскопа педагогического мастерства «Спортивный час как основная форма физкультурно-оздоровительной работы в ГПД» (открытые учебные  занятия всех участников  реализации инновационного проекта);

на официальном  сайте учреждения образования:

https://sch8-molod.schools.by.

 

 

6.

 

Распростра нение опыта реализации проекта

 Материалы инновационного проекта подготовлены к публикации в журнале  «Образование Минщины».

свернуть