РУС БЕЛ ENG

Профильное обучение

О функционировании профильных классов профессиональной направленности

Методические рекомендации по организации образовательного процесса при изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне в X-XI классах учреждений образования Методические рекомендации >>>

Механизмы профилизации, И.Л. Шевлякова-Борзенко 

Ответы на вопросы (по материалам сайта Министерства образования

Психолого-педагогическое сопровождение, А.А.Глинский, Т. М. Савельева

Учебная программа факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» для учащихся X–XI классов учреждений образования, реализующих программы общего среднего образования

          Зачисление учащихся в профильные классы проходит на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6.

         В 2023/2024 учебном году в нашем учреждении образования профильное обучение организовано в X классе и продолжается в XI классе для тех учащихся, которые обучались в профильной группе в 2021/2022 учебном году (модель 3 - объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне) . 5 учащихся XI класса и 9 учащихся X класса изучают на повышенном уровне учебные предметы "Химия" и "Биология"(профессиональные группы аграрной направленности).

 

Информация для учащихся и родителей о классах профессиональной направленности

Классы спортивно-педагогической направленности

В целях создания условий для организации спортивной подготовки одаренных в спорте учащихся в учреждениях общего среднего образования по инициативе руководителей специализированных учебно-спортивных учреждений могут создаваться специализированные по спорту классы. Порядок создания и организации работы указанных классов регламентируется Положением о специализированных по спорту классах, утвержденных постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 08.07.2014 № 18/23/97.

В учреждениях общего среднего образования могут открываться профильные классы спортивно-педагогической направленности для помощи учащимся в выборе будущей профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Отбор в профильные классы спортивно-педагогической направленности должен осуществляться в соответствии с пунктом 43 Положения об учреждении общего среднего образования: классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне формируются из числа лиц, изъявивших желание изучать на повышенном уровне отдельные учебные предметы и имеющих по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования по данным учебным предметам отметки не ниже 7 баллов и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов.

При обучении в классах спортивно-педагогической направленности учащиеся изучают на повышенном уровне учебные предметы «Физическая культура и здоровье» и «Биология» и осваивают содержание учебной программы факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии» для учащихся X-XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования. При организации образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» на повышенном уровне в дополнение к учебным часам, выделенным на проведение учебных занятий «Физическая культура и здоровье» в соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2020 № 83, возможно выделение до 2 учебных часов за счет часов факультативных занятий.

В классах спортивно-педагогической направленности могут обучаться учащиеся специализированных по спорту классов. В этом случае на повышенном уровне изучается только учебный предмет «Биология», а также осваивается программа факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии».

Учебная программа факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии» для учащихся X-XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2019 № 121, размещена на национальном образовательном портале: http://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы I–IVV–XI классы / Физическая культура и здоровье / Учебные программы факультативных занятий.

Классы педагогической направленности

В Республике Беларусь создана система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой являются профильные классы педагогической направленности.

Цель профильной подготовки педагогической направленности – осознанный выбор старшеклассниками своей будущей профессии.

Задачи профильной подготовки педагогической направленности:

  • мотивировать обучающихся на самопознание и развитие своих способностей;
  • развивать мотивы профессионального выбора и потребность в профессиональном самоопределении посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности;
  • создавать условия для анализа обучающимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога;
  • способствовать осмыслению специфики педагогической профессии;
  • развивать умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способность работать в команде;
  • создавать условия для проектирования обучающимися стратегии профессионального и личностного саморазвития.
  • Немного истории
  • В Беларуси накоплен многолетний опыт ранней ориентации детей и учащейся молодежи на выбор педагогической профессии. В 80-90-е годы ХХ века в республике существовала система педагогических классов, в которых учащиеся на третьей ступени общего среднего образования наряду с общешкольными предметами изучали факультативные курсы по педагогике и психологии пропедевтического характера. Выпускники педклассов имели возможность поступать в белорусские педагогические вузы на льготных условиях (например, по системе совмещенных экзаменов). В 1992 году в Минске была открыта педагогическая гимназия – уникальный проект, девизом которого был «Найти и вырастить учителя в школе!». Гимназисты с V по XI класс изучали систему факультативных занятий по педагогике и психологии под общим названием «Познай себя, воспитай себя», участвовали в различных видах педагогической практики: были помощниками воспитателей в детских садах, помощниками учителей в начальных классах, участвовали в различных социально значимых делах и др. В результате, около трети выпускников гимназии ежегодно делали осознанный выбор в пользу профессии педагога, отличались высокой мотивированностью и интересом к педагогической деятельности.
  • Несколько лет назад идея возрождения деятельности профильных классов педагогической направленности нашла поддержку на государственном уровне. Так, в 2014 году Президент Республики Беларусь поддержал предложение вернуть профильное обучение. А БГПУ выступил с инициативой введения профильной педагогической подготовки в X-XI классах. При посещении БГПУ в день столетнего юбилея университета, 21 ноября 2014 года, Глава государства дал поручение рассмотреть возможность введения особого порядка приема в учреждения высшего образования для получения образования по педагогическим специальностям лиц, прошедших обучение в профильных классах педагогического направления учреждений общего среднего образования.

Педагогический класс – это …

  • изучение учащимися X-XI классов учебных предметов на повышенном уровне (как правило, это те учебные предметы, учителем которого они планируют стать в будущем).
  • освоение курса факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» (всего 140 ч).

Содержание программы курса структурировано в четыре модуля: — Модуль 1. «В мире педагогической профессии» (X класс); — Модуль 2. «Человек познающий: практическая психология познания» (X класс); — Модуль 3.«Я в педагогической профессии» (XI класс); — Модуль 4. «Познай самого себя» (XI класс).

  • прохождение педагогических проб: посещение уроков учителей, проведение микроисследований, организация игр на переменах, подготовка и проведение воспитательных дел, фрагментов уроков, практика в школьном лагере, волонтёрская деятельность и другие испытания, моделирующие ситуации педагогической деятельности.
  • создание портфолио «Я – педагог». Портфолио включает личные достижения учащегося, результаты учебной и педагогической деятельности: эссе, творческие задания, данные самодиагностики, презентации, проекты, рефлексивные и оценочные комментарии педагогов, одноклассников, результаты собственной рефлексии и др. В конце XI класса предусмотрена презентация и защита портфолио.
  • нестандартные формы занятий – тренинги, кейс-технологии, деловые игры, перевернутые уроки, дебаты, образовательные квесты, творческие задания, проекты и др.

Возможности и перспективы

  • познать самого себя, раскрыть свои способности
  • развить эмоциональный интеллект, уверенность в себе и стрессоустойчивость
  • научиться понимать других, строить и поддерживать конструктивные межличностные отношения
  • участвовать в совместных проектах, конкурсах , фестивалях , конференциях
  • наполнить школьную жизнь новыми знакомствами и яркими впечатлениями
  • сделать осмысленный профессиональный выбор, соответствующий личным стремлениям и способностям

поступить в учреждение высшего образования на педагогическую специальность без вступительных испытаний 
 


Классы аграрной направленности

Для зачисления в  профильный класс аграрной направленности учащимся необходимо иметь отметки по профильным учебным предметам не ниже 6 баллов и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов.

Учащимся класса предоставлена возможность углубленно изучать биологию, химию, а также посещать факультативные занятия «Введение в аграрные профессии». Особенностью этих занятий является их ориентированность на осознанный выбор профессий сельскохозяйственного профиля, формирование представления о будущей трудовой деятельности.

Учащиеся аграрных классов получают знания в области сельского хозяйства, что позволит лучше понимать сельскохозяйственные профессии и их сложность; смогут увереннее планировать своё профессиональное будущее, а значит, точнее оценивать перспективы трудоустройства и работы в аграрной сфере. Кроме того, при поступлении в сельскохозяйственные учебные заведения у выпускников аграрного класса будут такие же привилегии, что и у выпускников педагогического класса, – зачисление по итогам собеседования, без вступительных испытаний и результатов ЦТ.

Педагоги уверены, что учащиеся аграрных классов сделают правильный выбор, потому что от этого зависит не только их будущее, но и будущее сельского хозяйства страны в целом.http://baa.by/