РУС БЕЛ ENG

Эффективная педагогическая практика

Ольга Павловна Юркевич, учитель физики первой квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 8 г. Молодечно».

Педагогический стаж - 7 лет.

 

Информационные технологии  в образовании

 

Структурно-логические схемы и блок-схем как эффективные средства визуализации информации на уроках физики в 7 –11-х классах

 

По мере того как цифровые технологии меняют нашу реальность и ученикам, и педагогам приходится как можно быстрее адаптироваться к новым вызовам времени, в частности, спросу на мобильность. На сегодняшний день учащимся нужно усваивать большее количество знаний за более короткий период времени. Перед учителем стоит задача не столько дать знания, сколько научить школьников быстро и в большом объеме усваивать информацию.

Еще в начале своей педагогической деятельности возникла проблема выхода за рамки времени, отведенного для изучения предмета. Эффективно управлять урочным временем мне помогли информационные технологии. Я начала  использовать на своих занятиях  структурно-логические схемы и блок-схемы. На первом плане появилась необходимость четкого структурирования учебного материала, обозначения  в нем самого главного и концентрации на этом внимания учащихся (усвоение теорий, законов, понятий и др.).

Опыт преподавания учебного предмета показал эффективность способа подачи методологических основ физики с помощью системы структурно-логических схем.

Cтруктурно-логическая схема (СЛС) – логическая структура, содержащая систему элементов учебного материала, составляющих единое целое на основе причинно-следственных связей и правил формальной логики.

Отбор материала для создания СЛС по соответствующей части курса физики  осуществляется на основании учебных программ для учреждений общего среднего образования, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь. В содержание СЛС включаются те элементы методологических основ, которые в программе выделены как основные знания.

Любая СЛС должна удовлетворять определенным требованиям, а именно:

-   число ее элементов не должно превышать 5 - 7;

- информация, содержащаяся в каждом элементе, должна легко усваиваться даже при кратковременном восприятии;

- связи между элементами должны адекватно отражать объективно существующие связи явлений природы или их отдельных сторон.

Если я планирую использовать СЛС для объяснения нового материала, то выбираю методику применения СЛС на учебных занятиях. Применение СЛС при объяснении нового материала позволяет повысить уровень усвоения учащимися естественнонаучных знаний, а значит, повысить  успеваемость. Учащимся, в свою очередь, это позволяет научиться работать самостоятельно, развить все типы мышления.

Учитель и учащиеся могут по-разному работать на уроке со структурно-логическими схемами. На своих занятиях я использую два способа применения структурно-логических схем.

  1. Структурно-логическая схема полностью составляется мною, учащиеся заполняют пустые блоки и устанавливают между ними связи. К уроку готовится конспект в виде структурно-логической схемы с пустыми блоками, которые учащие заполняют по ходу моего объяснения материала. При объяснении используется электронная презентация, в которой единая структурно-логическая схема дробится на структурные элементы, размещаемые на отдельных слайдах. В конце урока или в конце объяснения нового материала демонстрирую на последнем слайде презентации цельную схему.
  2. Структурно-логическая схема составляется мною частично, учащиеся заполняют ее и самостоятельно дописывают то, что не включено в нее заранее. Мною, как и в первом варианте, делается небольшая заготовка конспекта (3–4 элемента), которую учащиеся вклеивают в свои тетради, но при этом также самостоятельно конспектируют теоретический материал, который я поэтапно представляю на доске или с помощью слайдов электронной презентации. В конце объяснения нового материала я вместе с учащимися проверяю, полностью ли они законспектировали теоретический материал. При работе с заготовками конспекта учащиеся не только заполняют пустые блоки, но и устанавливают связи между ними. Каждый новый конспект имеет новую структурно-логическую схему, и начинается она с новой страницы тетради. В конце урока или в конце объяснения нового материала я демонстрирую на последнем слайде презентации итоговую схему.

Блок-схемы и СЛС в 7-х классах я рекомендую начинать использовать постепенно, при этом они должны содержать минимум блоков (3–5 элементов). На самых первых уроках, например: «Методы исследования в физике», «Единицы измерения физических величин», «Дискретное строение вещества» –  учащимся даются готовые заполненные схемы на этапе изучения нового материала. При изучении разделов «Движение и силы» и «Давление» на этапах проверки домашнего задания, закрепления нового материала уже в схемах появляются пустые блоки, которые учащиеся самостоятельно должны заполнить.

На уроках обобщения и систематизации знаний, на этапе актуализации знаний в 8 –11-х классах я постоянно использую СЛС, поскольку это позволяет сократить время на повторение основных формул и законов и отвести его в большей мере на решение задач.  

В 11-м классе при изучении тем «Фотон», «Принцип относительности Галилея и электромагнитные явления», «Экспериментальные предпосылки специальной теории относительности» я предлагаю учащимся самостоятельно создать в течение урока СЛС на основе информации из параграфа учебного пособия. Иногда школьники создают схемы, которые можно применять в своей деятельности.

Также на уроках решения задач, особенно в 9 – 11-х классах, для повторения формул и законов по данной теме я вместе с учащимися заполняю СЛС, которая в течение всего урока находится перед глазами на доске, это облегчает запоминание информации.

Практика показала, что схему желательно создавать вместе с учащимися на доске. Учащиеся самостоятельно устанавливают многие взаимосвязи, выделяют главное в материале, учитель лишь направляет их мысли. Схема, «рождающаяся» на глазах, воспринимается как результат собственного труда, лучше запоминается и в дальнейшем используется как справочная информация. Она может быть полезна при решении задач, при выполнении тестовых заданий. По завершении работы на доске учащиеся чертят схему в тетрадях, используя либо запись (на доске), либо компьютерный вариант. Каждая стрелка на схеме означает либо связь, либо зависимость между понятиями или физическими величинами. Применение СЛС оказывает положительное влияние на уровень обученности. Так, степень обученности учащихся по учебному предмету «Физика» с 2016/2017 по 2019/2020 учебные годы возросла с 54 до 63 %, что соответствует среднему уровню обученности. Также наблюдается положительная динамика среднего балла по результатам ЦТ по физике среди выпускников школы: с 20 баллов в 2016/2017 учебном году до 40 баллов в 2019/2020.

Свой опыт работы я разместила в сети Интернет в виде ресурса «Сайт учителя физики Юркевич Ольги Павловны. Физика в опорных конспектах и структурно-логических схемах для учащихся 7− 11-х классов». Сайт работает с февраля 2020 г. и содержит 9 разделов: «7 класс», «8 класс», «9 класс», «10 класс», «11 класс», «Онлайн-калькулятор и конвертер физических величин», «Занимательная физика», «Полезные ссылки», «Обратная связь». С помощью данного ресурса учащиеся могут быстро подготовиться к контрольным работам, обобщить и систематизировать свои знания по различным разделам. Также данный ресурс содержит сложные темы курса школьной физики, которые изложены с помощью схем доступным языком. Для учителей этот сайт будет полезен при разработке уроков и факультативов и подготовке учащихся к ЦТ и олимпиадам. В разделе «Занимательная физика» содержатся интересные видео для самых любознательных учащихся и их родителей. В разделе «Полезные ссылки» можно перейти на дополнительные ресурсы по физике (презентации, учебники, видеоуроки). Если у посетителей сайта возникнут вопросы или предложения, можно заполнить форму в разделе «Обратная связь».

В начале моей педагогической деятельности на уроках физики при обобщении материала раздела большие схемы приходилось заполнять на доске, и это занимало очень много времени. Теперь все учащиеся на таких уроках либо открывают в мобильных устройствах страницу с данной темой, либо схема проецируется на экран мультиборда. Также в последнее время стало актуально индивидуальное обучение. Данный ресурс позволяет быстро и легко изучить тему без помощи учителя, а возникшие вопросы можно отправить учителю на электронную почту.

Опыт использования системы СЛС для формирования у учащихся методологических основ физики и получения на этой базе систематизированных знаний позволяет утверждать, что такой прием повышает эффективность преподавания, усвоения учащимися предметных знаний. Это отвечает современным требованиям Норм оценки результатов учебной деятельности учащихся нового поколения к результатам обучения (как предметным, так и метапредметным).