Особенности в поведении, личности и внешности ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему
Изменения в выражении сексуальности ребенка
- странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
- чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
- сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
- необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).
Изменения в эмоциональном состоянии и общении
- трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями; внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
- частая задумчивость, отстраненность;
- нежелание принимать участие в подвижных играх;
- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
- терроризирование младших детей и сверстников;
- постоянная депрессивность, грустное настроение;
- чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
- возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
- отчуждение от братьев и сестер;
- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
- рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку...»;
-
- снижение самооценки;
- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
- саморазрушающее поведение — употребление алкоголя, наркотиков, проституция, суицидальные попытки, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
- мысли, разговоры о самоубийстве, попытки самоубийства.
- прогулы занятий в учреждении образований;
- внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
- утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у более старших — равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).
Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки
Изменения самосознания ребенка
Появление невротических и психосоматических симптомов
- беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
- сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от уроков физкультурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
- головная боль, боли в области желудка и сердца;
- навязчивые страхи;
- расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
- Отнеситесь к тому, что рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
- Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
- Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните ребенку, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
- Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
- Постарайтесь узнать у него точные факты, но не давите. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
- Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений
- Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
- Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
- Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить может оказаться нелегко.
-
- После окончания разговора сделайте подробную запись.
- Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
- Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
- Будьте честны. Объясните ему, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите его, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо»). Обратитесь за профессиональной помощью психологической, правовой, медицинской.
- Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
- Ребенка С умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
- Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном). Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
Помните:
интересы ребенка выше всего остального!
Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, работающих с детьми и молодежью, по выявлению признаков сексуального насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних, алгоритму действий при выявлении, порядку информирования об этом правоохранительных органов - После окончания разговора сделайте подробную запись.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Что делать, если насилие обнаружено
в учреждении образования
или в ином социальном учреждении
- Проведите разговор с жертвой насилия, руководствуясь следующим: скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь, но не торопитесь быстро предлагать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, желание как можно быстрее помочь и все устроить).
- Обговорите с ребенком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми и (может быть) попросить у них помощи.
- Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка, что сначала Вы согласуете свои действия с ним. Обещайте ему поддержку.
Уделите внимание следующему:
- поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка;
- гарантии безопасности различным причастным лицам;
- прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие;
- выявлению того, каким образом вести разговоры с насильником и каким образом принимать к насильнику меры;
- ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся и каким образом это сделать;
- как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если СМИ узнали об этом);
-
- страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
- низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми — нет, значит, я это заслужил);
- чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
- отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
- стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
- отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
-
- не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
- не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).обеспечению поддержки привлеченным к делу специалистам; созданию хорошо продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц.
Чего не стоит делать
Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:
АЛГОРИТМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ
- При выявлении случая насилия в отношении ребенка необходимо:
- -немедленно направить информацию (в устной и письменной форме) руководителю учреждения о выявленном случае;
- -руководителю учреждения незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о выявленном случае в органы охраны детства отдела образования, спорта и туризма райгорисполкомов для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования;
- -провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
- -в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо: совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего; Примечание: если насильник в семье (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно изъять ребенка из семьи.
Начальник отделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Молодечненского РОВД –
РУТКЕВИЧ
СЕРГЕЙ
ВЛАДИМИРОВИЧ
тел. +375176771911
тел. +375291543760
Старший оперуполномоченный отделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Молодечненского РОВД
ПРОКОПЧИК
ДМИТРИЙ
АЛЕКСАНДРОВИЧ
тел. +375176771911
тел. +375297085783
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
(как говорить с ребенком на тему сексуального насилия)
тел. 8-801-201-5555