РУС БЕЛ ENG

ЕИЧ "Мы в интернет-пространстве: как защититься от манипуляций"

10.03.2023

10 марта для учащихся 7-11-ых классов прошли информационные часы "Мы в интернет-пространстве: как защититься от манипуляций".

Учащиеся были ознакомлены с содержанием информационных блоков:
«Какие опасности подстерегают нас в Интернете»;
«Манипулирование в Интернете: вовлечение в деструктивные группы»;
«Методы защиты от манипулирования».

Блок «Какие опасности подстерегают нас в Интернете»

В XXI веке интернет-пространство становится важной средой виртуальной жизни и мощным средством социализации детей и молодежи – активных пользователей сетевых ресурсов. С одной стороны, Интернет – это неиссякаемый источник информации, который помогает познавать мир и развиваться. Но наряду с положительными сторонами есть и негативные. Под воздействием Интернета изменяются ценностные ориентации, духовно-нравственные приоритеты, трансформируется мировоззрение. Чрезмерно интенсивное взаимодействие с интернет-ресурсами связано с развитием ряда психологических расстройств (депрессивные состояния, тревога, агрессивность и т. д.). Но наиболее серьезной проблемой является негативное информационное влияние деструктивного контента на личностное развитие молодых людей, манипулирование их сознанием и поведением.

В Беларуси за распространение негативного контента владельцы сайтов, а также авторы электронных текстов и видеопродукции могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.

Блок «Манипулирование в Интернете: вовлечение в деструктивные группы».

Все больше людей вместо живого общения и активного отдыха предпочитают проводить время за компьютером, смартфоном, погружаясь в виртуальный мир. Некоторые сайты, web-страницы, интернет-сообщества призывают детей и молодых людей входить в разные группы по интересам, увлечениям (музыкальному направлению, творческой деятельности и др.), могут быть посвящены определенному фильму, творчеству музыкального исполнителя, блогера и т.д. Такие группы оказывают положительное влияние, способствуют углублению знаний в определенной сфере, общению с единомышленниками. Но есть такие группы, которые оказывают вредное, негативное влияние. Подобные группы называют деструктивными (опасными, наносящими вред, уничтожающими, разрушающими само общество, его культуру, нарушающими благополучие, права, здоровье граждан).

Информационный блок «Методы защиты от манипулирования».

Манипулирование представляет одну из главных угроз информационно-психологической безопасности, которая существует в интернет-среде. Ключевым умением, которым должен обладать пользователь Интернета, чтобы предупредить пагубное воздействие на свое сознание, является способность распознать применение манипуляции.

Мы живём в очень насыщенной информацией среде. За месяц современные медиа производят столько информации, сколько человек XVII в. не получал за всю жизнь. Если в XX в. информация ещё являлась ценностью и её необходимо было уметь добывать, то в XXI в. в первую очередь необходимо уметь фильтровать и ставить барьеры для избыточной информации и фейков (ложной информации). Увеличение объёмов информации привело к потере доверия к ней. Это связано с тем, что в социальных сетях отсутствует свойственная печатным изданиям проверка информации на достоверность. В результате достоверная информация и фейки стоят в одном ряду и между ними трудно найти отличия.

Современный человек не может отказаться от информации, получаемой через средства массовой информации и коммуникации. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, на что не обращать внимания, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.